Создать аккаунт
Войти





26.0 MB

Twitter Facebook Google Livejournal Pinterest

Скачать отчет дефектолога


Описание: Скачать отчет дефектолога
Имя файла: otchet-defektologa
приобрести
Отчет о проделанной работе за год учителя-дефектолога
скачать (27.7 kb.)
Доступные файлы (1):

n1.docx

Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с ЗПР». Они не готовы к школьному обучению, которым характеризуется психологический аспект:

- знания и представления об окружающем мире;

- умственные операции, действия и навыки;

- речевое развитие, предполагающее владение довольно обширным словарём, основами грамматического строя речи.

-познавательная активность

- регуляция поведения

В 4»А» интегрированном классе обучаются Вашкевич Д., Мартысевич Г. по программе вспомогательной школы (первое отделение). В 6«Б» интегрированном классе – Данилкович А. по программе вспомогательной школы ( первое отделение). Учебно-воспитательна работа проводилась в соответствии с программой, календарным планированием.

У учащихся младших классов процесс восприятия часто ограничен только узнаванием и называнием предмета. Поэтому старалась научить смотреть, слушать, выделять главные, существенные признаки предметов, видеть в предмете много разных деталей. Для развития восприятия использовала такие упражнения как « геометрические фигуры», «измеряем на глазок», игры- «что в свёртке?», « что за картина?», стоклеточная таблица и др.

У детей более развита память наглядно-образная, чем смысловая. По этой причине ставились задачи на развитие других видов памяти, где использовалась методика 10 слов, сделай по образцу; упражнения- запомни картинки, определи последовательность, «что изменилось?».

Внимание чаще всего непроизвольное, наблюдается низкий уровень. Здесь широко использовались упражнения на концентрацию внимания, на развитие устойчивости. Это достигалось с помощью таких упражнений и игр как « кто спрятался?», « где ошибся художник?», «Наоборот», « Что изменилось?» и др.

Для развития всех видов мышления использовались такие упражнения как закончи предложения, длиннее - короче , ответь на вопросы, игра – четвёртое лишнее, найди, сравни.

В процессе проводимых уроков и коррекционных занятий развивалась речь детей: расширялся словарный запас, формировался фонематический анализ и синтез, развивалась связная речь.

На уроках широко использовался наглядный материал, игры, конкурсы, различные упражнения для того чтобы повысить интерес детей к учебной деятельности. В своей работе использовала такие принципы как принцип научности, системности, доступности , принцип наглядности и, конечно же, индивидуализации обучения.

В начале и в конце учебного года проводилась диагностика детей, составлялись индивидуальные карты, был проведён консилиум, цель которого выявить характер трудностей, возникающих у ребёнка, в работе с ним у педагогов и родителей, а также установить причины и пути их устранения.

На протяжении всего года велась работа с родителями. Были проведены родительские собрания (, консультации, организованно посещение детей на дому, обсуждались проблемы обучения и воспитания, прилагались совместные усилия по преодолению возникающих трудностей.

Исходя из результатов диагностики в конце года и повторно проведённого консилиума можно сделать вывод о том, что обучение в интегрированном классе даёт свои результаты в учебно-воспитательном процессе.

Ученица занимается по программе вспомогательной школы 1 отделения.

Даша очень восприимчива. Ученица в контакт вступает постепенно. Присутствует тревожность при выполнении какого-либо задания, что проявляется в треморе рук. Темп деятельности медленный.

Словесно-логическое мышление: Даше трудно устанавливать логические связи между событиями самостоятельно. Рассказ по картинкам составляет из простых предложений, часто из односоставных.

Саморегуляция не развита. С трудом даётся выполнение заданий, где необходимо следовать образцу. Допускает ошибки, невнимательна. Допущенные ошибки самостоятельно найти не может.

Мелкая моторика развита недостаточно.

Зрительное запоминание развито лучше, чем запоминание на слух.

Зрительное восприятие развито недостаточно. При нахождении похожих фигур часто допускает ошибки: объединяет непохожие фигуры, разъединяет группы похожих фигур.

Называет времена года, их признаки и последовательность. Не последовательно перечисляет дни недели. Плохо ориентируется на плоскости листа, что вызывает затруднения в оформлении заданий в тетради, начертания некоторых букв, цифр. Внимание не устойчивое, часто отвлекается. Ухудшение концентрации внимания приводит к снижению его устойчивости. Это затрудняет целенаправленную познавательную деятельность, являясь одной из основных предпосылок к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Наблюдается нарушение переключаемости внимания, т. е. расстройство перехода от одной деятельности (задания) к другой. В деятельности проявляются «соскальзывания» на уже знакомый способ решения задания.

Самостоятельно проверяя текст, работает медленно и не замечает ошибок. Обучение поэтапной проверке работы уменьшает число ошибок.

Объём памяти сужен. Преобладает механическая память - быстро запоминает стихи, правила. Хорошо выученный материал, который многократно повторяется на каждом уроке помнит долго, но не может применить свои знания на практике.

Словарный запас развит на бытовом уровне. Предложения при ответе строит простые. Пересказывает хорошо знакомые тексты. В речи встречаются аграмматизмы. Нарушение грамматического строя связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов. Фразы бедные, односложные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.

Нарушена координация движений, слабо развита мелкая моторика.

По математике Даша хорошо считает до 100 круглыми десятками, до 10 в прямом и обратном порядке, от 20 до 10 – с ошибками. Вызывает затруднения в названии числа 20. Хорошо сравнивает совокупности предметов, а вот сравнение чисел требует помощи учителя. Дает оценку массы предмета на «глаз» (тяжелый, легкий). Не может воспроизвести таблицу сложения и вычитания в пределах 10. Прибавляет 1 при помощи линейки или учителя. Может назвать разрядный состав чисел второго десятка, устно решить примеры типа 10+2, 15-5. Решение простых задач вызывает большие затруднения и требует помощи , хотя ученица знает правила. Не может самостоятельно записать решение задачи после детального ее рассмотрения. Вычисления в пределах первого десятка проводятся самостоятельно на конкретном материале, по линейке, чего раньше ученица не могла выполнить. Самостоятельно может построить отрезок заданной длинны. Знает все геометрические фигуры, строит многоугольники по данным точкам без помощи линейки.

По предмету «Человек и мир» проводит элементарные обобщения ( мебель, посуда, одежда); знает растения сада и огорода, различает домашних и диких животных, насекомых, показывает и называет части тела, знает правила поведения в общественных местах. Сравнения проводит по второстепенным признакам (яблоко и помидор: большое, маленький, красный). Делать выводы не умеет, не устанавливает причинно-следственные связи.

Григорий М. поступил в Белоозерскую СОШ № 1 в 4 класс из Белоозерской СОШ №3. В СОШ №3 занимался по программе общеобразовательной школы.

Гриша общителен, легко вступает в контакт как с детьми, так и со взрослыми, добр, неконфликтен. У Гриши нет дискомфорта во взаимоотношениях в классном коллективе. Но в классе не получил ни одного выбора (социометрия). Чувство дистанции снижено, реакция на замечания положительная, но кратковременная. Положительно реагирует на успех и похвалу со стороны взрослого, пытается завоевать его внимание. Учебная мотивация сформирована недостаточно. Инструкцию, воспринятую на слух и прочитанную самостоятельно, понимает только после разъяснения. Из всех факторов школьной тревожности у Гриши повышена тревожность по фактору «страх ситуации проверки знаний». По остальным показателям у Гриши тревожность к обучению в школе отсутствует. Импульсивен, быстро устаёт, необходима частая смена деятельности, разнообразие в рамках одной деятельности.

Внимание характеризуется рассеянностью, избирательностью, низкой концентрацией. Есть ошибки при выполнении заданий по образцу, исправление ошибок при выполнении возможно при неоднократном напоминании, обращении внимания на образец. При сравнении фигур не видит общих признаков при изменении положения фигур.

Логическое мышление развито недостаточно. Самостоятельно определить последовательность событий не может. В рассказе по картинкам много междометий. Предложения в основном односоставные. В речи нет последовательного перехода от одной картинки к другой. Характеризуется каждая картинка отдельно.

Общая моторика в норме, объем движений не полный, координация движений не достаточно четкая, мальчик очень подвижный. Мелкая моторика: выполняет упражнения пальчиковой гимнастики, ведущая рука левая. Отмечаются признаки недоразвития артикуляционной моторики.

Деятельность непроизвольная, нецеленаправленная, в процессе часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке со стороны взрослого. Самостоятельная деятельность хаотична, непродуктивна, прерывается из-за возникновения трудностей, нет сосредоточенности внимания, к результатам относится некритично. Самооценка завышена. Нуждается в стимулирующей помощи (организации процесса, мобилизации внимания, нацеливании на решение задач); оказании обучающей помощи (надо непосредственно указать или показать, что и как надо делать, для того чтобы достичь результатов или исправить допущенную ошибку).

Пространственные и временные представления сформированы слабо. Непоследовательно называет времена года, затрудняется в определении их признаков. Дни недели называет неправильно. Путает стороны тела.

Знает названия цветов спектра. Может заштриховать крупные и мелкие объекты, соотносить их по цвету, знаком, с приемам наложения.

При беседе смотрит в сторону говорящего. Звуковая сторона речи имеет свои особенности. Наблюдается нарушение произношения шипящих звуков, недостаточная дифференциация звуков Л-Р.

Имеются нарушения структуры предложения, страдают грамматические связи. Нарушение грамматического строя связано с редкостью использования прилагательных, предлогов и союзов, неправильно согласовывает числительные с существительными, прилагательные с существительными, относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Словарный запас развит на бытовом уровне. Предложения при ответе строит простые. Пересказывает хорошо знакомые тексты, часто добавляет собственный замысел. Фразы бедные. Имеются затруднения в оформлении своих мыслей, передаче содержания прочитанного или услышанного.

Гриша соотносит предметы с их функциональным значением. Существенные признаки не выделяет. Путает понятия «овощи» и «фрукты», «птицы» и «животные», в других понятиях ориентируется плохо. Очень слабо развито словесно-логическое мышление: не устанавливает последовательность, понимание скрытого смысла пословиц, фраз, картинок не доступно. Способом переноса владеет слабо. Выстраивает сюжетный ряд из 3 картинок. Самостоятельно не улавливает причинно-следственные связи, логического разъяснения не дает. Преобладает наглядно-образный тип мышления.

Внимание неустойчивое, отвлекаемое, объем сужен.

Память кратковременная, объем сужен. Сохранение информации выражается в быстром угасании образовательных связей и сформированных ассоциаций. Но запоминает отдельные фрагменты. Воспроизведение материала отличается недифференцированностью, фрагментарностью, расплывчатостью.

Знания об окружающем мире ниже возрастной нормы.

Читает Гриша по слогам. Не умеет работать с текстом и учебником: нужную страницу находит по картинке, не может найти ответ на вопрос даже в очень коротком тексте. Хорошо пересказывает короткие, легкие в смысловом содержании тексты.

На уроках русского языка Гриша умеет только списывать и не понимает, что нужно еще выполнять определенное задание, что вызывает у него большие трудности и нежелание работать. Письмо под диктовку дается с большим трудом, так как путает буквы, наблюдается нарушение фонематического слуха. Все задания выполняет с помощью учителя.

По математике считает до 20,до 100 круглыми десятками. Ученик путает названия цифр 6 и 9, порой затрудняется в назывании других. Сейчас он научился считать по линейке, устно прибавлять однозначные числа к 10, 20 и т.д. Решение других примеров дается с помощью учителя и на предметном материале. Научился решать простые задачи на нахождение суммы и остатка, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, но иногда требуется помощь. Может объяснить почему он решил задачу именно так. Любит работать с геометрическим материалом.

Социально-бытовые умения развиты слабо. Мальчик научился следить за обувью, наводить порядок в помещении, удалять пыль с мебели, подоконников, подметать пол, ухаживать за комнатными растениями (поливать, удалять пыль с листьев, рыхлить землю). Ухаживать за одеждой не умеет, самостоятельно не может контролировать свой внешний вид. Знает правила поведения за столом, но не всегда применяет их на практике.

Учащиеся нуждаются в индивидуальной работе с учителем-дефектологом и психологом.

В следующем году при работе необходимо:


  1. Оказывать все виды помощи

  2. Частая смена видов деятельности

  3. Развивать все виды мыслительной деятельности ( память, мышление, речь, восприятие, общую и мелкую моторику)

  4. Развивать эмоционально-волевую сферу

  5. Создавать ситуацию успеха

  6. Развивать социально-бытовые умения

У Ангелины Д. значительно повысился интерес к учебной деятельности. Ей стали нравиться такие предметы как математика, чтение.

Ангелина обучается в интегрированном классе по программе вспомогательной школы. Трудности в обучении и усвоении по основным предметам возникли в первом классе. В контакт вступает с детьми, учителями легко. У ученицы недостаточно сформированы навыки самообслуживания и ручного труда. В классном коллективе учащаяся не пользуется достаточным авторитетом, так как не умеет найти общих интересов со сверстниками. Чаще всего дружит с детьми младше своего возраста.

Девочка не конфликтна. Успеваемость по предметам не одинакова. Кругозор её не соответствует возрасту, так как мало читает, словарный запас беден. Не умеет правильно выразить свою мысль как устно, так и письменно. Имеет низкий уровень развития образного мышления. Сравнение и обобщение проводит по второстепенным признакам. Слабо владеет способом переноса на аналогичное задание, которое ей предлагается.

Пространственное представление сформировано в достаточной мере, но испытывает затруднения в определении времени по часам. Не сложные для восприятия тексты может пересказать и осмыслить.

Письмо под диктовку проводит с многочисленными ошибками, так как не развита орфографическая зоркость из-за низкого уровня объема и распределения внимания. Память кратковременна. Слабо развит фонематический слух. Орфограммы самостоятельно не выделяет и объяснить предложенное не может. Затрудняется в подборе проверочных слов.

Математические способности ученицы развиты лучше всего. Доступен счет в пределах ста, разрядный состав усвоен. Сложение и вычитание в пределах ста с переходом через разряд выполняет самостоятельно. Знает таблицу умножения. Может самостоятельно решить составную задачу.

Таким образом, ученица программу вспомогательной школы усваивает, наблюдается положительная динамика в обучении по этой программе.

Следует обратить внимание на развитие памяти, внимания, волевой сферы, всех видов мышления. Также обогащать словарный запас, устную и письменную речь.

Несмотря на достигнутые результаты и проделанную работу, многие задачи не выполнены до конца и следует продолжать работу по их реализации.

Коррекционные занятия- дополнительный шанс, который предоставляется детям для того, чтобы наладить взаимодействие с окружающим миром.

Отчет

о проделанной работе

учителя-дефектолога

ГУО «Белоозерская общеобразовательная школа №1»

Вашкевич Натальи Анатольевны

за 2010 – 2011 уч. год


Cсылка для сайта (HTML):

Cсылка для форума (BBCode):